Соц сети

31.01.2012

23.09.2010
Ужгород-Перечин-Полонина Руна-Ужгород
Протяженность - 100 км.
Высота Ужгорода - 135 м. г. Полонина Руна - 1489 м.
Время в седле - 5:50. Фактическое время - 7:30.

Отличный велопоход выходного дня с подъемом высшей категории длинной более 15 км, набором высоты 1200 м и средним градиентом около 10% (если не считать первые 2 км по асфальту с легким уклоном).
Такую покатушку можна вложить даже в пол-дня, например я выехал из дому в 06:30 и приехал в 15:00, чтоб успеть к 15:40 на пару.
Полная нитка маршрута: электричкой до Перечина, Перечин-Симер-Турьи Ремета-Туриця-Турички-Липовець-Полонина Руна-...-Симер-Ворочево-початок Перечина-Камяниця-Невицьке-Ужгород.
Так уж сложилось, что я не примыкаю ни к одной группе в Ужгороде и очень редко выезжаю с кем-то на покатушку. Выходные - для семьи и только изредка то утром, то вечером выкраиваю пару часов для 30-60 километров на байке. В результате графика у меня нет и довольно сложно с кем то скооперироваться, поэтому езжу один.
До Перечина (до поворота на Турьи Реметы) от моего подьезда ровно 25 км (50-60 мин езды). Но во-первых этот участок уже сильно прикатан и скучен, во-вторых все по асфальту по трассе да по городу и в-третьих с утра дул неслабый встречный ветер. Ветер в это время года часто дует с Перечина на Ужгород. Поэтому до Перечина решил ехать электричкой.
Для себя покатушку всегда делю на этапы (особенно когда еду сам).
Этап 1. Электричка Ужгород-Перечин.
С утра перекусил пловом с куском курятины, запил чаем. Проверил в рюкзаке наличие отвертки для разбортировки шины, набора шестигранников, резинового клея и 2-х заплаток. Закинул туда 1,5 литровую бутылку из-под Пепси с родниковой водой, 3 банана, пачку вафель, сникерс и 2 бутерброда с сыром и в 6:30 выехал на вокзал. С утра холодно (9 С), поверх веломайки и велотрусов надел спортивный костюм - все равно ветер пронизывающий. На вокзале в 6:35 полно грибников с корзинами, ведрами и палками - все ждут электричку Мукачево-Ужгород-Волосянка. Вначале думал взять билет в поезде, но вспомнив о плакатах в поездах и на вокзалах "Если сел без билета на станции с кассой, то в вагоне доплата - 2 грн", пролез с великом в кассовый зал и после очереди в 15 человек взял за 4.05 грн билет. В вагоне упал на ближайшее сиденье к дверям, заднее колесо байка на 15 см выступало за лавочку в коридор, но никому не мешало и за велик платить не пришлось - никто и не заикнулся.
Этап 2. Перечин-Турички в тумане.
 (700x525, 65Kb)
После относительно теплого вагона в 7:25 слажу в Перечине. Очень сыро, холодно и туман. Взял с собой масленку - смазываю цепь, обнуляю вело-комп, пью немного воды, встегиваюсь в контакты и поехал. Ехать решил не спеша, держа в уме 15 км 10% подьема. Да и не едется с утра в холод и сырость с холодными мышцами. До первой остановки у родника за Симером еду 21-24 км/ч, стараясь держать высокий каденс для разогрева ног. Все кругом окутывает туман. Видимость не более 50 м. Влажность по ощущению приближается к 100%. Проезжаю Турьи Реметы - на дороге уже жизнь кипит, дети бегут в школу, люди на обочине ждут маршрутку, несколько местных на велосипедах плетутся куда-то по делам. Поворчиваю на Лумшоры, проезжаю Турицю все в таком же тумане. Подъезжаю к вершине холма, с которого видно "100" на склоне за рекой (елки, высаженые формой цифры 100 среди лиственного леса - особенно хорошо видно зимой). Туман все еще мешает видеть дальше чем на 100 метров (по дороге назад сделал снимок "сотки"). Еще через пару минут поднимаюсь высше тумана и показывается солнце. На спортивных штанах, на бровях, ресницах, бороде и на волосках фаланг пальцев рук! конденсировалась роса.
 (700x525, 56Kb)

 (700x525, 118Kb)
Доезжаю до поворота на ликицары/липовець и делаю традиционный привал на 10 минут, чтоб отдохнуть, попить, сьесть 2 вафельки и дозвонится домой. Дальше только подъем 17 км длинной. По опыту - займет ровно 2 часа в седле. Слазить с велика прийдется только там, где можно снять красивый кадр.

 (700x525, 54Kb)
Этап 3. Разбитый асфальт до бетонки.
Итак - поехали. Первые 2 км с градиентом 3% еду не спеша по приличному асфальту и вот он (асфальт) заканчивается и на дороге первый торчек без покрытия и с уклоном более 10%, зато недлинный - около 100 м.
 (700x525, 141Kb)
Спереди у меня покрышка Specialized Fast Trak LK 2.0, сзади - Maxxis Ignitor 2.1, поэтому грунт с камнями до 15% уклона проходятся без проблем. Вот на сликах на этих участках уже было бы стремно (а на спусках тем более приходилось бы сильно перетормаживать), хотя думаю вполне можно заехать на Руну и на сликах. Вся проблема в том, что до Липовця дорога не только сильно разбита, но и по ней текут ручьи, что делает ее довольно скользкой.
Сразу за первым торчком спуск метров 50 (последний - больше не будет ни единого выполаживания) и дальше еду до развилки на Липовець. Где-то на этом участке справа внизу ручей образует 2 водопада на глаз метров 5 высотой. Дальше по подъему задняя перекидка начинает скакать вверх/вниз - пробую находу на манетке подрегулировать - никакого результата. Злой спрыгиваю с велика и пинаю ногой переключатель, после чего поправляю немного последнюю рубашку тросика и подкручиваю винт натяжения тросика. Переклюк начинает работать, но нога продолжает болеть.
Через 4 минуты доезжаю до развилки. Направо через мост - Липовець и дорога на Полонину Руну. Прямо - на Ликицары (древнее село, там есть древняя деревянная церковь, на Google Earth можно увидеть снимки, какие-то скалы и водопад; население - около 100 стариков).
Поворачиваю направо - до села Липовець дорога грунтовая с россыпями камней и пятачками асфальта со средним градиентом около 6-7%. Через несколько километров справа от дороги место для отдыха с беседкой а дорога берет круто вверх с 13% уклоном выходит к знаку "Липовець". Тут начинается бетонка, а где-то на заоблачной высоте виднеется Полонина Руна.
 (700x525, 97Kb)
Начало села на высоте примерно 600 м.
В советские времена было можно строить всякие военные объекты. Руководство очень опасалось низколетящих ракет со стороны запада. Каким-то методом триангуляции эти ракеты вроде как можно выследить, но для этого надо построить в вершинах треугольника с максимальной длинной стороны военные обьекты для слежения. В нашем случае на Закарпатье это база на вершине Полонины Руны, база на вершине горы Стой (Боржавский хребет) и управляющая станция около села Пестрялово (Мукачевский район). Естественно все эти объекты теперь полностью разрушены, но их остатки продолжают напоминать о гонке вооружений. В связи с этим объектом на вершину Полонины Руны была проложена дорога бетонными плитами, по которой я когда-то лет 8 назад поднимался на Ауди, теперь легко проезжаю внедорожником, а народ умудряется заехать на жигулях. Отличная дорога для байка за исключением того факта, что между плитами щели от 3-х до 10-и см и колеса постоянно туда попадают - и все это бьет по бедным рукам байкера.
Этап 4. Подъем бетонкой до руин дома.
Перед въездом на бетонку снимаю наконец спортивную кофту, а штаны оставляю - пусть колени будут в тепле. Наверху наверняка холодно, с большой вероятностью ветер, а на спуске так вообще продрогну. Следующий километр проходит через с.Липовець. Казалось бы в селе уклон должен быть более пологим - ан нет, приходится вставать из седла и танцевать половину села.
За селом градиент все растет, почти все время сзади самая большая звезда (на 34 зуба). Можна ехать и быстрее, но я помню, что перед выездом из леса и перед самой вершиной затяжные крутячки, поэтому економлю силы. В основном градиент в районе 9%, но время от времени торчки до 15%, где надо вставать из седла.
Через 500 метров после села оползень и ручей разрушили дорогу - в этом месте протоптали объезд по грунту, из-за которого теперь не все машины поднимаются на вершину. Это самое стремное место дороги. Если проехал здесь, то дальше проедешь везде (это я про машины). Перед этим участком кто-то оставил 9-ку. Но высше обнаружились один Mitsu L200 и два внедорожника Lexus. Для того, чтоб проехать этот участок набираю разгон и легко вылетаю на бетонку.

 (700x525, 151Kb)
Далее дорога извивается и открываются очаровательные виды на села Липовець, Ликицары, Ольшинки. В долине реки Туриця виднеется туман, через который пришлось утром проехать - он все еще не рассеялся (это в 10 часов!!)
 (700x525, 109Kb)
 (700x525, 97Kb)
Дорога ведет к вершине через лес. После 3-го "тещиного языка" слева видны красивые насаждения молодых елочек. Это означает, что дальше метров 200 уклон в гору около 15%.
 (700x525, 161Kb)
Отмучав этот участок выезжаю к развалинам биостационара УжНУ. Чуть далее вышка ретранслятора мобильной связи. Здесь традиционный привал, пью воды, ем банан, вафли, звоню домой. Сюда же выходит дорога, которая начинается у турбазы "Полонина" и проходит мимо Комсомольского озера.
 (700x525, 81Kb)
После привала сажусь на байк, уже чувствуется забитость ног, но следующий километр относительно пологий до развалин дома. Этот дом значительно развалился по сравнению с тем, каким я его видел 8 лет назад (тогда мы вылазили на него и фоткались в окнах - теперь окон нет).
 (700x525, 83Kb)
 (700x525, 78Kb)

Этап 5. Выживание до вершины
Дальше дорога превращается в испытание выносливости как физическое так и моральное. Здесь трудно ехать даже на самой маленькой передаче, постоянно лезут в голову дурацкие мысли типа остановится или повернуть обратно. Слава Богу, хоть ветра нет и солнышко пригревает. Я заехал на вершину таким способом - высматриваю какую-нибудь елочку на дороге вдалеке и стремлюсь доехать до нее, далее ищу следующую и так, пока не увижу доргу, которая уходит влево прям по полю - здесь развлекаются джиперы. Знаю, что отсюда совсем немного ехать и это помогает собраться в комок энергии и на одном дыхании выехать на вершину.
Я покорял вершину Полонины Руны пешком зимой, пешком летом, на байке, на Ауди, на внедорожнике и каждый раз на вершине охватывает какое-то непередаваемое чувство покорения вершины. Тяжелее всего покорить ее на байке. Даже когда мы зашли на вершину пешком в 10-градусный мороз по колено в снегу зимой - было легче.

 (700x525, 125Kb)
Мой железный конь: Specialized HR XC, Fork RST First Solo Air, привод Shimano SLX, shifters SunRace M90, wheels: втулки Shimano XT, обода Mavix xm317; безымянные ви-брейки исправно служат на таких спусках как с Полонины Руны вот уже 3-й год.

 (700x525, 142Kb)
 (700x525, 119Kb)

Этап 6. Спуск
Выехав как и положено к самому кресту, сфоткал сам себя с байком, съел 2 бутерброда, запив родниковой водой. Наверху, как это ни странно, полный штиль, тепло и светит солнце. Сверху открываются замечательные панорамы на Малую Голицу, Лютянську Голицу, г.Гостру, Водораздельный хребет начиная с горы Пикуй, в очень хорошую погоду видно Боржавский хребет. Сделал пару снимков и покатился вниз. После 50 км трассы "Король Гор" я так и не поменял колодки на ви-брейках, которые порядочно стерлись. Поэтому на спуске перетормаживал, ехал осторожно, да и не люблю я рисковать на даунхилах. Градиент спуска таков, что как только отпускаешь ручки тормозов, скорость вырастает до 40 км/час очень быстро - буквально за несколько секунд. Спуск до трассы на Турьи Ремета занимает 40 минут. Во время спуска довольно сильно замерз, особенно замерзли руки (перчатки я на днях забыл на берегу речки Лютянки в районе с. Люта).
Этап 7. Добирание домой.
Проехав с.Турички, остановился, чтоб сделать снимок "сотки". Дорога после села Турички перед тем как опустится в село Туриця поднимается на холм, с которого открывается отличный вид на холмы с другой стороны реки. Во времена советской власти к 100-му дню рожденья Владимира Ильича был отдан указ высадить на крутом склоне одного из этих холмов среди лиственного леса елочек в форме цифры 100 (под юбилей). И вот теперь эту достопримечательность отлично видно с дороги, особенно зимой. Насколько мне известно что-то похожее есть в Воловце и еще где-то в Закарпатье.

 (700x525, 159Kb)
Далее монотонный неинтересный спуск в Ужгород со средней скоростью 28 км/ч. Единственное, что тут можно вспомнить, так это объезд Перечина по другой стороне реки Уж. Если ехать на Ужгород со стороны Симера совсем необязательно въезжать в Перечин. Есть отличная дорога на Ворочево с левой стороны Ужа. Перед мостом через Уж поворачиваем налево и едем до знака Ворочево. Этот знак стоит на спуске. В конце этого спуска надо повернуть направо и дорога выводит через поле к пешеходному мосту через Уж. Под этим мостом обычно много крупной рыбы, которой можно полюбоваться сверху.

 (700x525, 143Kb)
Заключение. Источники воды.
По дороге хорошую питьевую воду можна набрать:
-медведи, источник между Камяницей и Перечином, точнее между мостом через железную дорогу и ж/д станцией "Ворочево"
-труба из бетонной стены между Симером и Турьими Реметами. Ближе к Симеру. Ближе к Турьим Реметам есть еще источник в виде чайника - здесь я никогда не беру воду.
-источник в Туричках метров 200 до поворота на Липовець
-источник на Полонине Руне между развалинами биостационара УжНУ и руинами дома ближе к вершине