Соц сети

31.01.2012

Дмитрий ГОРШКОВ

В последнее время Мел Гибсон стал одной из самых неоднозначных фигур в мировом кинематографе. По крайней мере, примерно половина голливудских деятелей открыто признается в том, что уже никогда в жизни не подаст ему руки. А этим летом он еще подлил масла в огонь, устроив для остановивших его за превышение скорости и езду в нетрезвом виде полицейских феерическое шоу с матерщиной и антисемитскими лозунгами. В итоге Гибсон проследовал прямиком в суд, который приговорил его к трем годам условно, смехотворному штрафу и принудительному посещению встреч Общества анонимных алкоголиков.
За всей этой скандальной хроникой мы как-то стали забывать, что Мел Гибсон – это не только Безумный Макс и дядька из фильма «Чего хотят женщины», но еще и один из наиболее выдающихся режиссеров современности. А делать этого нельзя. Ведь Мел является обладателем сразу двух «Оскаров», которые он получил за масштабное сверх-эмоциональное эпическое кинополотно, буквально разрывающее зрительскую душу («Храброе сердце»).

Новый фильм Гибсона «Апокалипсис» продолжает именно эту фирменную режиссерскую линию. Хотя после «Страстей Христовых» – самого амбициозного проекта из всех возможных, гораздо проще было бы снять что-то простое, компактное и малобюджетное. Например, какую-нибудь комедию. Но Мел Гибсон всегда остается верен себе, а потому не ищет легких путей. Он считает, что «люди хотят видеть большие истории, которые затрагивают их и эмоционально, и духовно». В «Апокалипсисе» ему удалось найти не менее глобальную тему, чем в его предыдущих работах. Сначала был фильм о гибели народного героя Шотландии, потом о гибели и воскрешении Сына Божьего, а теперь о гибели цивилизации Майя, просуществовавшей более тысячи лет.

$40-миллионный бюджет картины обнаруживает себя уже с первых кадров. Кропотливая подготовительная работа, которую провели Мел Гибсон, сценарист Фарад Сафиния и художник-постановщик Том Сэндерс («Мы были солдатами», «Спасти рядового Райана»), почти досконально изучив историю Майя, не прошла даром. Съемочной группе удалось по кирпичику воссоздать погибшую цивилизацию на экране, причем так, что достоверность полученной картины не вызывает сомнений.

Именно достоверность и стала главным принципом, согласно которому Гибсон делал «Апокалипсис». Например, в этом фильме нет звезд. Дело не в том, что все они отказались работать со скандальным режиссером, а в том, что в «Апокалипсисе» были задействованы только актеры с характерной центрально-американской внешностью, которых для роли майя надо было гримировать гораздо меньше, чем Колина Фаррела или Эштона Катчера. Центрального персонажа картины – юношу по прозвищу Лапа Ягуара – сыграл дебютант Руди Янгблад, являющийся потомком индейских племен команчей, яки и кри. Отличная спортивная подготовка – занятия боксом и бегом по пересеченной местности – позволили ему с блеском выстоять во всех динамичных экшн-сценах, которыми изобилует фильм. Единственным профессионалом в актерском составе «Апокалипсиса» стал Рауль Трухильо, засветившийся в роли охотника на людей – главного врага Лапы Ягура. В его фильмографии, например, значится «Новый мир» Терренса Малика. Все остальные люди появлявшиеся в кадре в этом фильме – непрофессионалы. Но известно, что у сильного режиссера хорошо играть могут и дилетанты. Это как раз тот случай. Еще большую достоверность «Апокалипсису» придает использование аутентичного языка Майя, один из диалектов которого в наши дни еще имеет распространение на полуострове Юкатан. Этот прием, сработавший в «Страстях Христовых», и здесь пришелся к месту. Да и диалогов в фильме, честно скажем, немного. Упор делается на визуальный ряд (великолепные костюмы и декорации, живописнейшую природу) и почти непрерывный экшн.

В результате, «Апокалипсис» больше всего похож на невероятное документальное кино о жизни Майя, снятое отправленным на машине времени в далекое прошлое оператором Дином Семлером («Водный мир», «Мы были солдатами»). Уникальный виртуальный аттракцион, который даже не с чем сравнить.

Разумеется, «Апокалипсис» не просто развлекательное кино, это еще и фильм-предупреждение человечеству. И без того очевидный подтекст озвучивает сам Гибсон: «Проблемы, считавшиеся ключевыми для цивилизации Майя, удивительным образом схожи с трудностями, которые встают сейчас перед нашей цивилизацией, особенно если речь заходит о повсеместном разрушении окружающей среды, чрезмерном потреблении и политической коррупции». Посмотревшие – убедятся в этом сами, вне сомнения.

11 12 2006
http://www.interkino.ru/reviews/apocalypto