Соц сети

31.01.2012

Не подумайте ничего плохого. Это тема моей исследовательской работы, над к-рой я должны были работать над ней погода, но по сложившимя обстоятельствам работала месяц. 14 февраля я ее защищала на научно-исследовательской конфиренции. Я ее кидаю в свой днев, кому интересно прошу читайте:
МОУ СОШ №7 г.Павлово

Цвета и люди

Работа ученицы 9 класса
МОУ СОШ №7г. Павлово
Тюриной Арины Андреевны.
Руководитель:
Учитель биологии МОУ СОШ№7 Митрофанова Э.А.

Г. Павлово
2007-2008
Аннотация.
Я решила взять эту тему потому, что в прошлом году уже проводила в своей семье наблюдения по определению психотипа своих родственников, используя методику цветопредпочтения. В ходе работы я познакомилась с не менее интересными методиками, используемых в исследованиях отношения «Цвета-люди».

Цель работы:
Выяснить специфику воздействия цвета на человека

Задачи работы:
• Выявить возможность определения психотипа человека с помощью цветовых предпочтений.
• Выявить, одинаково ли воздействие одного и того же цвета на разных людей

Методики работы:
• Методика Люшера
• Методика Г.Г.Воробьева и В.В.Налимова
Выводы:
Цвет человеку может нравиться или не нравиться, но характер его влияния, специфика его воздействия на психику остаются неизменными, вне зависимости от состояния организма в момент воздействия.
Оглавление

1. Введение…………………………………………………….. 4
2. Обзор литературы…………………………………………….5
3. Методика работы………………………………………………12
4. Описание работы………………………………………………14
5. Заключение…………………………………………………….19
6. Список литературы…………………………………………….20
7. Приложения…………………………………………………….21

Введение.
Окружающий нас мир богат разнообразием красок. Человек эволюционно развивался в этом мире, получая из окружающей его многоцветной среды массу необходимой для жизни информации. Какое влияние оказывает цветовая среда на современного человека? Одинаково ли определенный цвет воздействует на разных людей?
Давно известны факты влияния цвета на настроение человека, на его психическое состояние, на способность концентрироваться, принимать решения. Гете писал: "Цвета действуют на душу: они могут вызывать чувства, пробуждать эмоции и мысли, которые нас успокаивают или волнуют, они печалят или радуют".

До сих пор не разрешена загадка цвета - почему и как именно влияет он на настроение и поведение человека. Что позволило Василию Кандинскому назвать живопись "цветовым инструментом состояния души"? Почему человек столь чутко откликается на всевозможные цветовые коды окружения?

Я решила взять эту тему потому, что с детства обращала внимание на яркие цвета, они привлекали, манили, очаровывали меня. Но я никогда раньше не задумывалась над тем, почему они так действуют на меня?
Как-то сидя в своей комнате, я заметила на вазе, которая стояла на моем столе, яркий луч света. Он был так притягателен, что захотелось смотреть и смотреть на него. Я пригляделась, и увидела, что он не одноцветный как мне казалось раньше, а имеет целых семь цветов: передо мной была радуга! Я решила узнать, одинаково ли действуют определенные цвета на разных людей и какие они вызывают ощущения?

Цель работы:
Выяснить специфику воздействия цвета на человека
Задачи:
• Выявить возможность определения психотипа человека с помощью цветовых предпочтений.
• Выявить, одинаково ли воздействие одного и того же цвета на разных людей

Обзор литературы:
1.Феномен цветопредпочтения
Известный французский психолог Люшер разработал основы функциональной психологии цветовосприятия и создал на ее базе широко известный в практике психодиагностики цветовой тест, который был предназначен для изучения ситуативного эмоционального состояния личности и ее адаптации к различным социально-психологическим ситуациям.

Эта методика применяется в изучении особенностей психологии различных групп, профессиональных прослоек, этносов и субкультурных объединений.

В основе теста лежат фундаментальные закономерности связи между разнокачественными цветоэнергиями и определенными психическими процессами, состояниями и явлениями.
Люшером были выявлены закономерные связи между цветами и настроениями. Окончательно же цветотест был разработан на основе масштабных статистических исследований, позволивших выявить объективный характер психологических значений различных цветов.

Заметим, что действия каждого цвета и специфика его внутреннего значения не зависит от отношения человека к нему. Цвет может нравиться или не нравиться, но характер его влияния, специфика его воздействия на психику остаются неизменными, вне зависимости от состояния организма в момент воздействия.
Предположения Люшера о характере действия этих цветов на психику в дальнейшем были подтверждены работами сотен исследователей цветопредпочтений людей, изучавших цветовосприятие в самых различных условиях и ситуациях.
Г.Г.Воробьев и В.В.Налимов в 80-х годах разработали уникальную психодиагностическую методику, похожую на цветотест М.Люшера. Испытуемым предлагалось расположить в порядке предпочтения 19 наиболее известных картин художников-абстракционистов - от самой "нравящейся" до самой "неприятной".
Результаты этого теста превзошли самые смелые ожидания. Данные цветографического теста Воробьева-Налимова позволяли очень точно определить возраст человека (с погрешностью до 5 лет), его профессиональные ориентации, хобби, семейное положение, политические пристрастия и даже отношение к тем или иным научным и философским проблемам.
А.Кемпински разработал психодинамическую модель "информационно-энергетического обмена", структура которого весьма устойчива и точно соответствует наблюдаемым внешним поступкам и высказываемым суждениям индивидуума. Методики, основанные на ранжировании стимулов и позволяющие определить структуру неосознаваемых предпочтений, предоставляют исследователю доступ к глубинным пластам этого самого "информационно-энергетического метаболизма". Что бы ни случилось с организмом, чего бы ни захотел субъект, куда бы ни направилась его фантазия - все это немедленно отражается на структуре индивидуальных предпочтений. В качестве стимульного материала можно использовать не только цвета и геометрические формы, но и ароматы, вкусы, положения тела и многое другое. Фактически речь идет о формировании особого "диагностического механизма" по типу "биообратной связи". Опытный диагност, который может проанализировать связь между характером предпочтения и интересующими его настроениями и состояниями, получает исчерпывающую информацию о скрытом от самого исследуемого психическом материале.
2.Применение цвета
Известный психиатр В.М.Бехтерев утверждал: "Умело подобранная гамма цветов способна благотворнее воздействовать на нервную систему, чем иные микстуры". Аристотель писал: "Все живое стремится к цвету... Цвета по приятности их соответствий могут относиться между собой подобно музыкальным созвучиям и быть взаимно пропорциональными". Ивли Грант заметил: "Чем больше смотришь на этот мир, тем больше убеждаешься в том, что цвет был создан для красоты, и красота эта - не удовлетворение прихоти человека, а необходимость для него".
Действительно, цвет способен возбуждать и подавлять, возносить и низвергать, лечить и облагораживать. Приведем несколько выдержек из замечательной книги Мориса Дерибере "Цвет в деятельности человека":
"Физиологическое и психофизиологическое воздействие цвета на живые существа позволило разработать богатую технику цветотерапии... Особое внимание привлекал красный цвет, который использовали еще средневековые врачи для лечения ветряной оспы, скарлатины, кори и некоторых кожных заболеваний. Изучались и другие цветные лучи. Лечение невралгических явлений светом началось очень давно. Вначале оно было очень эмпиричным, но после наблюдений Плезантона над болеутоляющим свойством света, пропущенного через голубой фильтр, и наблюдений Поэга над тем же свойством фиолетового света, оно стало более точным. В начале нашего века несколько русских и немецких терапевтов подтвердили наблюдения о благоприятном воздействии голубых и фиолетовых лучей при лечении невралгических заболеваний..."
"Красный и желтый лучи дали интересные результаты при лечении апатичных и анемичных детей. Они выражались в увеличении количества красных кровяных телец, росте веса ребенка, повышении его активности и в улучшении его настроения. Зеленый цвет был использован Пото при лечении нервных болезней и психопатических расстройств. Он считал, что зеленый свет действует в тех случаях, когда нужно дисциплинировать ум и тело и вынудить больного контролировать свои поступки.
После трехчасового пребывания в красной комнате больной, страдавший молчаливым психозом, повеселел и стал улыбаться. На следующий день пациент, отказывавшийся ранее от любой пищи, встал, потребовал завтрак и поел с удивительной жадностью."
3.Четырехцветный человек
Немецкий психиатр Ф.Штеффлер исследовал (Arztliche Praxis, №6, 1976) связь восприятия цвета с возникновением определенного чувства.
Красный цвет действует на каждого человека, независимо от его возраста и культуры, возбуждающе, стимулирующе, активизирующе. Он является выражением жизненной силы и уверенности в себе.
Темно-синий, напротив, передает ощущение спокойствия и расслабленности. Он соответствует состоянию удовлетворения, довольства, защищенности (голубая накидка богоматери) и самоограничения.
Зеленый, цвета ели, даже если он скорее голубоватый или темный, вызывает в каждом ощущение твердости или прочности. Он соответствует чувству внутренней стабильности, настойчивости, последовательности, самоутверждения, самоуверенности.

Желтый цвет вызывает у всех ощущение открытости, легкости, радости, широты. Он обладает освобождающим, раскрепощающим воздействием. Поэтому он соответствует чувству свободы и самовыражения.

Четырехцветный человек чувствует, думает и действует, таким образом, опираясь на четыре собственных ощущения таких как:
- самоуважение (зеленый),
- уверенность в своих силах (красный),
- удовлетворенность (синий),
- внутренняя свобода (желтый).

Существует 4 мыслительные категории, которые мы прикладываем к тому, что пытаемся понять. Если мы что-то хотим оценить, то мы делим то, что первично являлось единым целым, поначалу на 2 противоречия: например, понятие человека на мужчину и женщину.
Оценка возникает, таким образом, вследствие разграничения двух противоречий.
Каждая оценка будет еще более полной, если после первого противопоставления последует второе. Два на два дает четыре.
Так возникают четыре "элемента" или четыре мыслительные категории, или четыре типа.

Вот несколько примеров:

четыре элемента: огонь соотносится с красным цветом,
вода соотносится с голубым цветом,
воздух соотносится с желтым цветом,
земля соотносится с зеленым цветом;

четыре темперамента: холерик соотносится с красным цветом,
флегматик соотносится с голубым цветом,
сангвиник соотносится с желтым цветом,
меланхолик соотносится с зеленым цветом.

Самое важное для понимания четырехцветного человека в данный момент, кратко обобщено на следующей таблице:

Цвет Ощущения Поведение Самовосприятие
красный вызывает
возбуждение и
активность т.е самоуверенность
(уверенность в собственных силах)
голубой вызывает
успокоенность и
расслабленность т.е. удовлетворение (интеграция)
зеленый вызывает
твердость и
устойчивость т.е. самоуважение (идентичность)
желтый вызывает
предприимчивость и
изменчивость т.е. свобода (самовыражение)

Уже более одного десятилетия подтверждаются исследования В.Еггерта, (Берлин Диагностика функциональных синдромов с помощью цветового теста Люшера. Материа Медика. Нордмарк, 1965, №54), что люди, пораженные в результате внутреннего стресса сердечным инфарктом, предпочитают в цветовом тесте оба цвета - красный и зеленый. Затем следуют цвета, которые передают острое вегетативное состояние. У инфарктников это серый и коричневый, оба цвета усталости, утомления. Еще хуже - сердечная нагрузка при одновременном отказе от синего, от покоя.
Воздействие определенного цвета на вегетативную нервную систему у всех людей одинаково. На всех красный влияет определенным образом, а синий - совсем другим образом. Если ты какое-то время смотришь на один цвет, то твое дыхание и твой пульс учащаются, давление крови повышается, если ты смотришь на другой цвет, то эти три вегетативные физические реакции затухают.
Когда американские студенты в качестве испытуемых несколько минут смотрели на оранжево-красный цвет теста Люшера, их вегетативные физические функции повысились. Когда же студентам был показан темный синий цвет теста Люшера, их нервная система среагировала обратным образом. Пульс стал спокойнее, кровяное давление упало и дыхание замедлилось.

Методика работы.
Я ознакомилась с методикой Люшера, которая доказывает нам то, что один и тот же цвет действует на разных людей одинаково.
Люшер разработал основы функциональной психологии цветовосприятия и создал на ее базе широко известный в практике психодиагностики цветовой тест. Который был предназначен для изучения ситуативного эмоционального состояния личности и ее адаптации к различным социально-психологическим ситуациям.
В тесте Люшера испытуемым предлагалось расположить цвета в зависимости от предпочтения. Ни в коем случае нельзя спрашивать об эстетической цели или каком-либо применении. То есть важно убедить лиц, подлежащих тестированию, и задающих такие вопросы, в том, что цвета следует выбирать за их собственную красоту, не оценивая их по тому, подойдут ли они в качестве ткани для одежды или обивки для мебели, или для сидений автомобиля.
Клинический тест Люшера, из которого лишь небольшим фрагментом являются четырех цветов, состоит из семи таблиц. На них - 73 цветных поля из 25 различных красок, среди них следует выбрать 43 различных цвета. Весь протокол теста длится от семи до десяти минут, содержит объем информации, вскрывающий осознанную и неосознанную психические структуры личности. По нему можно прочитать различные области психического состояния, душевного равновесия, эффективности, тенденции к неврозам, характер и степень нарушений, воздействие цвета на человека. Клинический тест Люшера, кроме того, дает много физиологической информации и соответствующие прямые терапевтические указания, имеющие важное значение для врача и психотерапевта.
Глубокое осмысление всех этих данных, тончайшая интуиция и высокий художественный вкус, а также уникальная способность создателя цветотеста к рефлексии собственных реакций на цвет привели М.Люшера к выявлению закономерных связей между цветами и настроениями.
Существует четыре типа личности: холерик, флегматик, сангвиник и меланхолик.
Таблица темпераментов:
четыре темперамента: холерик соотносится с красным цветом,
флегматик соотносится с голубым цветом,
сангвиник соотносится с желтым цветом,
меланхолик соотносится с зеленым цветом.
Физиологам давно известно о не зависящем от настроений субъекта физиологическом влиянии цвета. К примеру, красный цвет возбуждает и активизирует, а синий - успокаивает и затормаживает. Но это - примитивный, схематичный анализ взаимодействия цвета и биосистемы. Люшер же, синтезировав все имевшиеся в его распоряжении данные о психологическом воздействии определенных цветов, создал для каждого из них перечень генерируемых им сдвигов в состоянии организма (в самочувствии, в настроении, в характере понимания). Заметим, что действия каждого цвета и специфика его внутреннего значения не зависит от отношения человека к нему.
Г.Г.Воробьев и В.В.Налимов в 80-х годах разработали уникальную психодиагностическую методику, похожую на цветотест М.Люшера. Испытуемым предлагалось расположить в порядке предпочтения 19 наиболее известных картин художников-абстракционистов - от самой "нравящейся" до самой "неприятной". Результаты этого теста превзошли самые смелые ожидания. Данные цветографического теста Воробьева-Налимова позволяли очень точно определить возраст человека (с погрешностью до 5 лет), его профессиональные ориентации, хобби, семейное положение, политические пристрастия и даже отношение к тем или иным научным и философским проблемам.
Описание работы.
Учась в 8 классе, я проводила в своей семье наблюдения и определила психотип своих родственников. Во время проведения этого опыта испытуемым предлагалось расположить четыре цвета: красный, желтый, голубой и зеленый в зависимости от их предпочтения. Опыт показал что: мама отдает предпочтение голубому цвету, Валентина Григорьевна -голубому, Вера Федоровна – зеленому. С папой было сложнее. Когда я предложила ему расположить эти цвета по его предпочтению, он расположил их в зависимости от того, какой цвет сейчас более популярен, и какого цвета он хочет машину. Я объяснила ему, что цвет нужно выбирать в зависимости не от того, как он будет смотреться где-то, а по личному предпочтению.
На основании цветопредпочтений, я определила психотипы моих родственников, пользуясь таблицей Люшера.

Испытуемые Цветопредпочтение Психотип
соотносится с красным цветом, холерик
бабушка: Валентина Григорьевна соотносится с голубым цветом, флегматик
Мама соотносится с голубым цветом, флегматик
Папа соотносится с желтым цветом, сангвиник
Бабушка:
Вера Федоровна, соотносится с зеленым цветом. меланхолик
тетя соотносится с зеленым цветом. меланхолик

В этом году целью моей работы стало выяснение специфики воздействия цвета на человека. Я решила проверить: верно, ли то, что цвета одинаково воздействуют на разных людей.
В качестве испытуемых были те же люди: мама, папа и мои бабушки,. Каждому из них предлагалось в течении 1-й минуты смотреть на карточки, сначала красного, а потом голубого цвета, было видно, как меняется состояние каждого из них при просмотре на эти цвета:
• При просмотре карточки с красным цветом, у испытуемых учащалось сердцебиение, наблюдалось расширение зрачков.
• При просмотре карточки с голубым цветом у каждого из них наблюдалось сужение зрачков, сердцебиение пришло в норму.
Оказалось, что независимо от психотипа испытуемых, цветовая реакция была одинаковой.
Но для доказательства верности выводов методики необходимо брать большой статистический материал. Поэтому я обратилась за помощью к моим одноклассникам и предложила им пройти те же тесты, что предлагала моим родственникам.

Испытуемые Реакция организма на красную карточку Реакция организма на голубую карточку Цвето-
предпочтение Психотип
Оля З. Расширенные зрачки, учащение сердцебиения Зрачки пришли в норму, сердцебиение стабилизировалось
Желтый
сангвиник
Оля Т. Зрачки расширенны, учащенное сердцебиение Стабилизация сердцебиения, сужение зрачков Голубой
флегматик
Наташа К. Зрачки расширенны, очень учащенное сердцебиение Не полностью стабилизированное сердцебиение, суженные зрачки Желтый
сангвиник
Наташа П. Расширение зрачков, учащение сердцебиения Сужение зрачков, стабилизирование сердцебиения Желтый
сангвиник
Ксюша Б. Зрачки расширенны, сердцебиение учащено. Нормальное сердцебиение, сужение зрачков Желтый сангвиник
Лена К. Расширение зрачков, учащение сердцебиения Сердцебиение в норме, зрачки в норме Красный холерик
Оля В. Зрачки расширенны, сердцебиение учащено. Сердцебиение в норме, зрачки в норме Голубой флегматик
Кирилл К. Зрачки расширенны, очень учащенное сердцебиение Сердцебиение в норме, зрачки в норме Голубой флегматик
Валентин З. Зрачки расширенны, очень учащенное сердцебиение Сердцебиение в норме, зрачки в норме Желтый сангвиник
Даша К. Зрачки расширенны, очень учащенное сердцебиение Сердцебиение в норме, зрачки в норме Голубой флегматик
Маша М. Зрачки расширенны, очень учащенное сердцебиение Сердцебиение в норме, зрачки в норме Зеленый меланхолик
Леша К. Зрачки расширенны, сердцебиение учащено. Сердцебиение в норме, зрачки в норме Голубой флегматик
Максим Т. Расширение зрачков, учащение сердцебиения Сердцебиение в норме, зрачки в норме Желтый сангвиник
Аня С. Расширение зрачков, учащение сердцебиения Сердцебиение в норме, зрачки в норме Желтый сангвиник
Таня О. Расширение зрачков, учащение сердцебиения Сердцебиение в норме, зрачки в норме Зеленый меланхолик
Ира К. Расширение зрачков, учащение сердцебиения Сердцебиение в норме, зрачки в норме Голубой флегматик
Настя В. Расширение зрачков, учащение сердцебиения
Сердцебиение в норме, зрачки в норме Голубой флегматик
Артем В. Расширение зрачков, учащение сердцебиения Сердцебиение в норме, зрачки в норме Желтый сангвиник
Коля Б. Расширение зрачков, учащение сердцебиения Сердцебиение в норме, зрачки в норме Голубой флегматик
Надя Ш. Расширение зрачков, учащение сердцебиения Сердцебиение в норме, зрачки в норме Зеленый меланхолик

Одинаковая цветовая реакция людей с разным психотипом подтвердилась.

Заключение.
• с помощью цветовых предпочтений возможно определение психотипа человека
• воздействие одного и того же цвета на людей разных психотипов одинаково
Цвет человеку может нравиться или не нравиться, но характер его влияния, специфика его воздействия на психику остаются неизменными, вне зависимости от состояния организма в момент воздействия.

Литература.
1. Люшер м. Сигналы Личности-воронеж,1993,
2. Влияние цвета на человека. Пастернак М.М.;М.,Радуга,2001г.
3. http://mikhalkevich.narod.ru/kyrs/C...enie/main6.html - здесь я нашла информацию о том, как цвет действует на физиологию человека.
4. http://www.elitarium.ru/2003/12/16/...a_vreklame.html - психология цвета в рекламе
5. www.membrana.ru/lenta - инфармация о цветовом восприятие
6. offline.computerra.ru/1998/273/1965/ - Особенности цветового восприятия человека - Журнал "Компьютерра"
7. www.bestreferat.ru/referat-89206.html-Цветовосприятие и цветопредпочтение как гендерная характеристика
8. http://psyfactor.org/lib/aestcolor.htm - эстетика цвета
9 http://www.aquarun.ru/psih/ct/ct1p2.html- Феномен цветопредпочтения

 (250x250, 8Kb)