Соц сети

31.01.2012

 (523x699, 28Kb)

Чухновский Борис Григорьевич 1898 - 1975, советский полярный лётчик, полковник. В 1917 окончил школу морских лётчиков в Ораниенбауме. Во время Гражданской войны участвовал в боевых действиях Волжско-Каспийской флотилии (начальник морской авиации), обеспечении ледового похода Балтфлота из Гельсингфорса в Кронштадт (1918). В 1924 совершил свой первый полёт в Арктику на Новую Землю (после Я. И. Нагурского) для проведения гидрографических работ и проводки судов Карской экспедиции. Участвовал в поисках экспедиции У. Нобиле (1928), ледовой разведке Северного морского пути (1929-32), поисках пропавшего самолёта С. А. Леваневского (1937-38). совместно с Р. Л. Бартини создал самолёт ДАР (дальний арктический разведчик, 1933-36). В Великой Отечественной войне 1941-45 лётчиком морской авиации участвовал в боевых действиях Северного морского флота. После войны - в полярной авиации Главсевморпути. Награжден орденом Ленина, 3 орденами Красного Знамени, а также медалями.

Вот выдержка из эпопеи «Красина» по спасению экспедиции Нобиле.

 

На ледоколе базировался трехмоторный самолет немецкого производства "Юнкерс", т.н. ЮГ-1. Летный экипаж возглавил известный полярный летчик Б. Г. Чухновский.. Самолет собирался прямо на борту ледокола и спускался на лед при помощи деревянных настилов. Впервые в мире наша страна стала применять летательные аппараты не как основное средство спасения, а как самое эффективное средство полярной разведки.

Самолет Чухновского совершал разведывательные полеты ежедневно, и в ходе одного из полетов удалось обнаружить на льдине людей - это оказалась группа Мальмгрена, но из-за сгустившегося тумана экипажу пришлось идти на вынужденную посадку. В результате аварийной посадки у машины оказались сломаны лыжные шасси и винты у двух моторов. Экипаж самолета принял решение передать телеграмму на "Красин": "Запасов продовольствия на две недели. Считаю необходимым Красину срочно идти спасть Мальмгрена". Летчики остались дрейфовать на льдине, в то время как "Красин" отправился спасать Цаппи и Мариано. 12 июля ледокол подошел в указанную точку, группа Мальмгрена была спасена. В тот же день в районе 19 часов "Красин" подошел и к Красной палатке. Чуть позже моряки подобрали со льда экипаж Чухновского, подняли на палубу поврежденный "Юнкерс"

 

 (387x260, 17Kb)